Искусство требует жертв. Ну или пожертвований…
Периодически пересматриваю прекрасную комедию "Как украсть миллион". Где играет чудесная Одри Хепберн, Питер О'Тул, Хью Гриффит и другие. Замечательный дубляж - Шарль Бонне говорит голосом Зиновия Гердта.
А какие фразы!
— (подделывает подпись) Как было любезно со стороны месье Ван Гога подписываться только именем. Для меня это экономия времени.
***
— Не думаю, что Ван-Гогу его картины стоили такого упорного труда.
— Так он же был Ван-Гог
— Всё это так, но ведь известно, что за всю свою жизнь он продал всего одну картину. А твой отец, для увековечения его трагического гения… продал уже две.
***
— Американцы-миллионеры все чуточку сумасшедшие. Может быть, там печатают деньги на ядовитой бумаге?
***
Ну и т.д.
И вот...
Месяц назад финансовый бомонд Запада перетрясло от скандала фальшивых картин Марка Ротко, одного из самых дорогих абстракционистов мира.
Почему финансовый? Потому что картины уже не одно десятилетие являются довольно выгодным инвестиционным продуктом. И чем дороже художник, тем больше шансов, что его цена будет продолжать расти.
История фабрикации фальшивого Ротко и разоблачение этой фальшивки познавательна и весьма поучительна, хотя ее можно пропустить, мой пафос не в этом.
В конце 80х, Жозе Диаз, гуляя по Нью-Йорку, наткнулся на китайца, который продавал свои картины на улице ; его работы ему приглянулись, и он поселил его в мастерской. За несколько тыщ долларов за штуку, китаец произвел ему несколько десяток полотен известных абстракционистов. Картины старились посредством фена и чайной заварки.
В начале 90х Глафира Розалес, подружка Диаза, сумела всучить эти фальшивки одной известной нью-йоркской галерее Knoedler, сумев убедить директрису галереи, что картины представляют коллекцию богатого мексиканца Х*, который покупал их напрямую у художников в 50х годах. За десять лет галерея сторговала у Глафиры три десятка картин за 64 млн долларов.
В начале 2000х директриса галереи Knoedler попросила пропеарить свои картины самого именитого специалиста по Ротко, куратора из цюрихского музея Оливье Вика. Тот выставил картины Ротко у себя в музее, а в каталоге выставки написал, что неизвестные доселе картины экспрессиониста принадлежали раньше мексиканцу Х*, близкому другу художника.
В 2008 году Ротко из галереи Knoedler купил владелец казино Франк Фертитта ; сделка состоялась благодаря экспертизе швейцарского куратора ; картина была продана за 7,2 млн долларов, а куратору за работу заплатили 300 тыщ долларов.
В мае 2013, Глафира Розалес, будучи арестована по какому-то делу, призналась, в надежде скостить срок, что такие и такие картины высоко котируемых художников, суть не что иное, как работы китайского уличного художника. Признания Розалес напечатали в искусствоведческой газете, и разгневанный владелец казино, выложивший за фальшивого Ротко миллионы, подал на галерею Knoedler в суд.
И разразился скандал.
Оливье Вик, удостоверивший подлинность фальшивого Ротко, ушел из музея и с тех пор скрывается от журналистов.
Фальшивый Ротко - не первая разоблаченная подделка из "мексиканской" коллекции. Другие фальшивки были разоблачены уже несколько лет назад, и в узком кругу коллекционеров, галлеристов и кураторов об этом хорошо знали, но молчали.
http://tutuskania.livejournal.com/1670717.html
- В конце-концов! Я же не нищих граблю! Они хотят Лотрека - они его получают!