0

Кормилец :)

Posted by news on 14.12.2016 in Патриотическое |

В строю самолет Ту-22 сразу заслужил прозвище «кормильца». Поводом к тому было наличие внушительного запаса спирта на борту, служившего хладагентом системы кондиционирования воздуха.

Спирт и прежде присутствовал в самолетных системах, на Ту-16 и прочих он служил в качестве противообледенителя. Однако там его количество было довольно скромным, к тому же использовался технический этиловый спирт-ректификат.

Используемая на Ту-22 жидкость состояла из смеси 40 % чистейшего этилового спирта и 60 % кипяченой воды, представляя собой, по сути, водку обычной рецептуры. Горячий воздух, отбираемый от компрессоров двигателей, проходил через испаритель, находящийся в баке с жидкостью, охлаждался и через воздухо-воздушный радиатор и турбохолодильник подавался на вентиляцию кабины экипажа. Устройство работало просто и эффективно: испаряясь, спирт отбирал тепло, охлаждая вентиляционный воздух.

Расход смеси зависел от режима работы двигателей и обычно составлял 35-40 литров в час, при этом его можно было регулировать в полете, направляя часть воздуха мимо испарителя либо целиком минуя его по обводному каналу.

Система кондиционирования обеспечивала также обогрев грузового отсека, противообледенители воздухозаборников двигателей и генераторов. Незамерзающая спиртосодержащая жидкость заливалась в бак при температуре наружного воздуха ниже +5°С, при большей температуре следовало использовать кипяченую воду без спирта.

В строю сразу оценили достоинства инженерного решения: живительная жидкость использовалась как по естественному назначению, заменяя казенные напитки, так и в качестве «твёрдой валюты» при всякого рода хозяйственных и строительных работах в частях и расчетах с населением (например, постройке личных гаражей). Всякого рода «ликеры шасси» вышли из обихода, заодно в гарнизонах напрочь удалось изжить самогон. Знатоки утверждали, что смесь заводского изготовления из Казани, где использовалась не кипяченая вода, а поступавшая из артезианских скважин, не уступает по качеству «Столичной».

Запаса на борту хватало на всё: внушительный бак вмещал 225 л смеси, а с появлением самолетов с системой универсальной заправки его ёмкость увеличили до 400 л, переместив из выгородки отсека ДИСС-1 «Ветер-2» между вторым и третьем топливными баками в передний техотсек над нишей передней стойки шасси.

Сама жидкость имела в обиходе сразу несколько названий: чаще всего она звалась «шпагой», восходя к инструменту для оценки наличия содержимого бака -полутораметровой узкой мерной линейке из нержавейки, напоминавшей оружие фехтовальщиков (официальное наименование звучало прозаичнее - линейка для замера количества охлаждающей жидкости 105А-9976-570). Для слива жидкости служил кран, открываемый с помощью троса с рукояткой, память о котором сохранилась в авиационном фольклоре в песне «А ну-ка, дёрни-ка за трос в отсеке «Ветер». В морской авиации смесь именовали «шулемкой», по обычаю приветствовать летчиков после первого вылета на Ту-22, поднося в качестве поздравительного кубка защитный шлем с напитком.

Всякий прибывавший в часть лейтенант первым делом отправлялся покупать канистру - вещь, при службе на Ту-22 абсолютно необходимую. Даже чистить стоянки от снега или чехлить самолет зимой - дело хлопотное и тяжелое - собиралась толпа желающих помочь. Бытовали твёрдые тарифы на подобные услуги, от бутылки до канистры, в зависимости от объема и тяжести работ. Особенно ценной была живительная жидкость в командировках, где в отрыве от дома можно было добиться разрешения всех трудностей и заминок, от обеспечения ремонта техники и до посещения городского ресторана, куда в те времена пробиться было непросто.

С помощью «шпаги» удавалось решить самые разные проблемы, иными средствами не преодолимые. Она служила надежным средством оплаты, позволяя привлечь и рабочие руки, и материалы. После ближневосточной войны 1967 года поступило указание оборудовать аэродромные стоянки защитными укрытиями. Задачу предписывалось выполнить хозспособом, т.е. своими силами, без привлечения военно-строительных организаций, занятых прочими планами. Для сооружения земляных обваловок высотой метров пять-шесть требовалось перевернуть тысячи кубов грунта, притом что ни землеройной техники, ни прочих средств в полках не имелось. Однако полученный приказ следовало выполнять, к тому же и сроки были поставлены жесткие.

Выходом стала договоренность с местными гражданскими организациями, строители которых брались справиться с делом самым скорым образом и без бумажной волокиты. Живо откликнулось на призыв помочь армии и местное население. Землекопы работали круглосуточно, не покладая рук, благо окрестные огороды обеспечивали энтузиастов закуской. Вряд ли какому экономисту удалось бы справиться с задачей обычным путем, закрывая работу скупыми расценками нарядов и почетными грамотами.

Отпуском и заправкой «шпагой» ведала служба ГСМ аэродромно-технического обеспечения, с появлением Ту-22 в гарнизонах пользовавшаяся большим уважением. Достаточно сказать, что начальник службы при одном из полков был отмечен орденом Красной Звезды.

Увы, были и издержки: встречались отдельные представители личного состава, не справлявшиеся скаждодневным избытком напитка. В ходе борьбы за трезвость пытались ограничивать заправку и расход смеси, а кое-где и вовсе запрещали использовать систему охлаждения. Благие намерения начальства оборачивались тем, что в кабине при этом температура поднималась до +50 градусов, и летчики возвращались из полета взмокшими от пота.

С завода доходили тревожные слухи о намерении заменить «шпагу» неким антифризом - совершено непищевой жидкостью. В адрес промышленности было указано на возможные неприятности при потере герметичности испарителя, когда из малейших зазоров в кабину станет парить отравляющий реагент. Летчики дружно высказались: да, в кабине слышен-таки запах спирта. Был поставлен эксперимент: представители руководства заняли места в кабине, где был включен наддув. Начальство отметило, что поступающий воздух и правда отдаёт спиртом. Проверяющим была невдомек истинная причина, крывшаяся в присутствии кусочка ваты, смоченного спиртом и загодя воткнутого техником в нужное место, создавая искомый аромат (впрочем, и без этой уловки при включенном наддуве кабины в ней действительно присутствовал легкий запах спирта). Вопрос о переходе на антифриз был закрыт.

Из книги Виктора Марковского, Игоря Приходченко
"Ту-22. Стратегический бомбардировщик, ракетоносец, разведчик"

Рисунок Валерия Медведева

"Авиаторы и их друзья"

http://vladimir-krm.livejournal.com/4203983.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Метки:

Want to leave a note? Just fill in the form below.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Copyright © 2010-2020 Смех и Юмор All rights reserved.
This site is using the Desk Mess Mirrored theme v2.2.