ПАПА БРЯНЦЕВ
Из книги Иосифа Ильича Игина «Я видел их..» / «Изобразительное искусство», Москва, 1975 г.
Александр Александрович Брянцев, создавший полвека назад Ленинградский театр юных зрителей, пришёл в морской фуражке. Перехватив мой удивительный взгляд, он улыбнулся...
— До работы в театре, — сказал он, — я был моряком. Это приучило меня к дисциплине, точности, порядку, что весьма полезно и руководителю театра. И ещё... в этой фуражке я чувствую себя моложе.
Было это в 1955 году. По заказу Лениздата я работал над альбомом «Что ни страница – знакомые лица».
— Кого же ещё из ленинградцев вы будете рисовать? — спросил Александр Александрович.
Я показал ему список. Он увидел имена бывших своих воспитанников, уже ушедших из ТЮЗа на большие сцены и на экраны кино: Николай Черкасов, Борис Чирков, Леонид Любашевский, Виталий Полицеймако...
— Двух я чуть не прозевал, — сказал Брянцев. — Не помню уже почему, но на просмотре они мне не понравились. Случилось так, что за ответом оба пришли, когда я торопился на сбор труппы. Отказать, не объяснив почему, я не смог. Пришлось пригласить их на собрание. Так они и остались в театре. И что же? Оба оказались превосходными актёрами. А один даже написал для нашего театра несколько пьес.
— Кто же они? — спросил я.
— Теперь они широко известны, — сказал Брянцев, — Чирков прославился в фильмах о Максиме, а Любашевский сыграл в картине, поставленной по его же сценарию, роль Якова Свердлова.
...До этой встречи с Брянцевым, да и после неё я много раз общался с его знаменитыми воспитанниками. И всегда, когда возникал разговор об Александре Александровиче, они с благодарностью произносили:
— Папа Брянцев.