«Смерть Сталина» по-лукашенковски и «Сталин-вобла» по-ерофеевски
чем сказания о их преступлениях
Достаточно посредственный с художественной точки зрения фильм, который кому надо все уже просмотрели и оценили со всех сторон: "Наконец, стоит напомнить, что одним из самых действенных оружий против зла всегда считался смех". Но фильм продолжает вызывать желчь среди коммуно-советских товарисчей, запрет его в РФ вызвал среди них какой-то смешной экстаз в предвкушении нереальной попытки оправдания русофобского палача Джугашвили (Сталина) в России, хотя полнейшая невозможность этого им десятилетиями вдалбливается русскими, но сталинисты слишком упоротые, т.е. безмозговые, подобная пробная попытка не удалась даже Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу в ещё ковыляющем Союзе, советская общественность сразу заявила о недопустимости даже частичного оправдания чудовищных преступлений Сталина, - зря что ли финский верный ленинец-сталинец kommari пыхтел-старался и докладные записки Семичастного подшить:
"Нам до сего времени не стало известно ни одного факта, ни одного аргумента, позволяющих думать, что осуждение культа личности было в чем-то неправильным. Напротив, трудно сомневаться, что значительная часть разительных, поистине страшных фактов о преступлениях Сталина, подтверждающих абсолютную правильность решений обоих съездов, еще не предано гласности...любая попытка обелить Сталина, таит в себе опасность серьезных расхождений..."
Также прекрасно известно с каким настроением народ в 1953 отозвался на подыхание вошшдя или
Из надзорных производств Прокуратуры и Верховного суда СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде
В нашей братской Белоруссии минский минкульт Мединский тоже повелся впопыхах на поводу и запретил фильм, но как торжественно сообщил блогер, включенный из-за этого в ТОП ЖЖ - 2500 просмотров?! (и за что их туда впихивают?):
"Неожиданные новости только что пришли из Управления кинематографии Минкульта РБ: уже в этот четверг фильм «Смерть Сталина» решено вернуть в расписание кинотеатров, откуда он исчез в конце января за день до начала проката.
Напомню, 23 января Минкульт РФ отозвал выданное им же прокатное удостоверение: это решение вызвало волну споров, не прекращающихся до сих пор. Вслед за своими российскими коллегами, белорусский Минкульт инициировал проверку картины на предмет выявления нарушений законодательства: с проката лента исчезла и почти две недели судьба её была неизвестна.
Хотя, думаю, её тихая “смерть” никого бы не удивила.
Тем приятней было увидеть официальное заявление Министерства – фильм возвращается в кино уже 8-го февраля. Заявление продублировала столичная кинотеатральная сеть, возобновившая продажу билетов..." https://aleksei-turchin.livejournal.com/99288.html?media
А как отреагировал хотя бы "Сноб" на эти недружественные действия соседа?
Иное дело — Россия. Это страна большая. Свободная и открытая для самых разнообразных дискуссий по любой тематике, включая вопросы культуры.
Тому есть немало примеров, и вот вам самый свежий и убедительный.
Как всем известно, полемика вокруг англо-французского фильма шотландца Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» стала одним из самых ярких событий в нашей новейшей истории. Волновался Павел Пожигайло, который еще осенью прошлого года, присваивая достижения русской прозы произведениям западного кинематографа, предупреждал корреспондента Би-би-си, что не потерпит сцен сексуального глумления над Сталиным и Хрущевым. Таковых в фильме не оказалось, и Минкульт выдал ему прокатное удостоверение. После чего взбунтовались юристы, обслуживающие Минкульт. Они написали министру Мединскому гневное письмо с требованием запретить экстремистскую картину. Состоялся закрытый просмотр «Смерти», по итогам которого буквально в течение нескольких часов кино было сперва отложено до лета, потом отправлено на свалку. А это вызвало протесты в той части общества, которая хотела посмотреть брутальную комедию про вождя и его соратников, называя запретителей держимордами и еще по-всякому, и в кинотеатре «Пионер» целых четыре раза крутили утаенного от народа «Сталина». ...
акие велись споры. Такие случались конфликты. Такие кипели страсти в свободной стране, где каждый волен высказываться как пожелает и смотреть что хочет, но последнее слово, конечно, остается за цензорами. Зато цензура здесь отменена, так записано в Конституции, и это очень сильный довод в полемике с теми, кто позволяет себе критиковать порядки в современной России. Можно сказать, неотразимый.
Сравним хотя бы с Белоруссией.
Там в конце января, едва стало известно о проблемах, возникших у шотландского режиссера в Москве, местный Минкульт отменил было показ кинокомедии. Однако вскоре про «Смерть Сталина» доложили батьке, и он, как это свойственно диктаторам, принял решение политическое: выдать фильму прокатное удостоверение. На том и кончились споры. Члены экспертной комиссии, спешно посмотрев кино, «не выявили» в нем «фактов нарушения белорусского законодательства» и даже не сочли необходимым посоветоваться с коллегами из Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости. Ибо советоваться им стало не о чем.
Разумеется, в государственных кинотеатрах эту зарубежную ленту показывать не станут, еще чего, но в коммерческой сети билеты уже продаются. И никто не смеет возражать Лукашенко и его экспертам, и никакие юристы не пишут подметных писем, и местные деятели культуры тоже молчат. Хотя им наверняка было что сказать, подобно нашим неравнодушным гражданам — и про глумление над маршалами в год 75-летия Сталинградской битвы, и насчет пропагандистской войны, в рамках которой натовские продюсеры спланировали очередную идеологическую диверсию на территории бывшего СССР. Однако не говорят. Боятся.
Нетрудно догадаться также, почему в авторитарной Беларуси дозволяется то, что рано для Москвы. Во-первых, Александр Григорьевич всегда рад поругаться с Владимиром Владимировичем по вопросам геополитическим, а Сталин — это как раз такой вопрос. Можно вспомнить и Южную Осетию, куда Лукашенко не пожелал отправлять свое посольство, и исконный наш Крым, который он до сих пор не признает. Можно отметить еще, что встречи «минской четверки», по-видимому, переносятся в Казахстан, не встречая особых возражений со стороны России, а ведь батька благодаря этим встречам практически почувствовал себя европейцем. Он недоволен и возражает нам, используя необычные средства. Ну и вообще, отдавая дань лицемерию, Лукашенко уже почти четыре года, едва началась русская весна на Украине, не откликается на прозвище «последний европейский диктатор». С ухмылкой прибавляя, что он теперь предпоследний — после Путина.
Вот и его волюнтаристское решение прокатить «Сталина» в Беларуси ничем иным не следует объяснять, кроме стремления снова нас обидеть и унизить. Это хорошо просчитанная недружественная акция по отношению к закадычному партнеру по Союзному государству. Это, будем говорить прямо, предательский удар в спину надежнейшему из союзников. Тем более гнусный удар, что имя Иосифа Виссарионовича — одно из заветных имен сегодняшней России, и деяния его, согласно соцопросам, запечатлены в благодарных сердцах миллионов наших соотечественников. Получается, что солидарно с англосаксами белорусский диктатор посягает на нашу славу боевую, нашей юности полет. Иначе никак не выходит.
Противопоставить ему, неверному другу, можно только демократические идеалы. Открытое общество, раскрепощенность суждений, свободу слова, яростные дискуссии, без которых в России ни один фильм не запретят, ни одной поправки к закону не примут, ни одного политзэка не посадят. А это, согласитесь, хоть как-то примиряет с мыслью о том, что даже в авторитарной Белоруссии деспот Лукашенко дозволяет кино про деспота Сталина и его бульдогов, грызущих друг друга после смерти палача всех народов. Что ж, тем и утешимся.
Источник: https://snob.ru/selected/entry/134052?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
* * * * *
Впрочем в этом же "Снобе" другой юморист решил пропихнуть и юмореску по теме
Виктор Ерофеев: Сталин — вобла
Представить Сталина как закуску к пиву гораздо проще, чем кажется. Если в курехинском открытии «Ленин — гриб!» был интеллигентный прикол абсурдного разоблачительства, то Сталин, по сути дела, стал воблой для миллионов соотечественников. То есть превратился в любимую рыбу.
Народ балдеет от этой рыбы. Это начинается почти во младенчестве и продолжается до гроба. Некоторые перед смертью попросят воблы, съедят и умирают счастливыми. Вобла отвечает народным вкусовым идеалам. Видишь воблу — слюнки текут.
Вобла сладко пахнет для наших людей, даже если она совсем не пахнет сладко. Это уникальный обмен основных ощущений: соленое делается сладким. Но при всем заветном обмене вобла продолжает быть соленой. Так это еще лучше, потому что пиво подметет соленость и отправит по назначению в горло. Впрочем, врачи предупреждают: высокая концентрация соли в вобле опасна для здоровья.
Но мы-то знаем, как Сталин относился к врачам.
Из Сталина старательно вынули все, что не подходит для народной мечты. Вынули как-то по-нашему: соборно, интуитивно, полуосознанно, и потому вобла получилась классной
Реальный Сталин, умерший в марте 1953 года, не имеет к вобле особого отношения. После небольшой паузы народ взялся за создание Сталина-воблы, исходя из собственных воззрений. У нас из любимых вынимают кишки. Вот и из Сталина, конечно, почему бы не вынуть? Из Сталина вынули все гниющие кишки.
Из него старательно вынули все, что не подходит для народной мечты. Но вынули не то чтобы сознательно и не в бреду, а вынули как-то по-нашему, соборно, интуитивно, полуосознанно, и потому вобла получилась классной.
Сталина чистили в верхах и низах — здесь все, начальство и подчиненные, сошлись на любви к вобле.
Как приготовить Сталина-воблу?
Вот народный рецепт.
Сначала прочистили Сталина на предмет 37-го года, потому что он особенно вонял всякими там недоразумениями. Конечно, можно по-разному защитить 37-й, объяснить со всех сторон, от Гражданской войны до ожидания новой мировой. Но это только портит чистоту вкуса. Лучше всего вынести 37-й на помойку и забыть его на фиг. Запах воблы сразу станет краше.
Затем надо выбросить тухлые кишки коллективизации. В отличие от 37-го, коллективизация пришлась народу все-таки обухом по голове, но время лечит, и очистить Сталина от коллективизации удалось полностью. Вплоть до того, что голодомор во время коллективизации, включая людоедство, был полностью отторгнут в народной памяти и превратился во вражеский термин.
Отчистили Сталина и от других потрохов. Выбросили вон дрязги послевоенных лет: ленинградское дело партийной верхушки, борьба с писателями, с космополитами, еврейский вопрос, врачи-убийцы… А как Молотов оказался американским шпионом? А как Сталина не хотели члены политбюро спасать и он помер в моче? Тьфу! Одна горечь!
Даже пустую голову коммунизма не особенно пожалели при приготовлении Сталина-воблы. Голову оставили скорее для формы. Глаза пустые, рот открыт — все это способствует аппетиту. Ну и то, что Сталин этой головой писал и думал как языковед, историк, марксист и ученик Ленина, — это тоже никому не интересно теперь. Главное, чтобы закадычная воблятина была суперской. А то, что он был вроде как ученый, это оставим в песне Алешковского. Во времена той песни Сталин еще не стал рыбой.
Помните этот национальный стук, чем-то по смыслу похожий на колокольный звон? Отбейте воблу — она станет мягче
Ну а хвост? Это сталинское прошлое, бандитская юность. Радость грабежа. Это уважается, но смысл грабежей не имеет значения. Пусть хвост остается, чтобы рыба была похожа на рыбу.
Потроха долой, но чешую вяленой рыбы никто так не воспоет, как наш народный любитель пива. Чешуя — это же мундир! Она светится, ласкает глаз.
Вобла — национально-патриотическая рыба. Водится только на нашем Каспии. Ее, кроме нашего народа, никто в мире не ест. А если кто начнет есть, то выплюнет… или вырвет его. Трудно, почти невозможно представить американца, жующего с наслаждением воблу. Француза вообще страшно представить! А наши как заложат в рот коричневый с лакированным отливом сталинский хребет, как зальют его пивасиком — это куда лучше всяких там женских прелестей. Прелести стоят в сторонке, нервно курят.
Очищенный от страданий, мучений и горечи, освобожденный от недоверия и подозрительности своего прототипа, Сталин-вобла уже покорил половину населения страны и еще будет покорять, потому что это национальный символ. Сталин-вобла всплывает в истории, обильно обливаемый пивом, как победитель, полководец, отец народов и царь полумира. Его оранжевой икры хватит на всех.
Но перед тем, как дегустировать вяленую воблу, народ не забывает ее отбить. Об стол, об лавку. Помните этот национальный стук, чем-то по смыслу похожий на колокольный звон? Отбейте воблу — она станет мягче.
Такому мягкому Сталину, софт-вождю, не жалко и памятников по всей стране поставить. Поставить, сесть на скамеечку и снова выпить пивка. И снова поговорить о том, что нас никто не понимает, кроме нас самих.
Вяленому, очищенному от партийных колик, Сталину можно на могилку и цветы положить в день рождения. И старые товарищи любят воблу с пивом, а вот и новые, молодые товарищи-партийцы потянулись к власти через великую закусь — из этих неопоклонников воблы, может быть, тоже когда-нибудь вырастет вяленая рыба. Размером в Москву.
Конечно, в вобле есть кости. Иногда как вопьется кость в нёбо! Каждый русский знает это переживание. Даже вяленый Сталин опасен для здоровья, но только тогда, когда ешь рыбу неаккуратно, жадничая или без вдохновения, не понимая, что ешь. До конца Сталина не отмоешь, от костей не очистишь — да и зачем? Знай наших. Дойдем до Берлина! Это тоже волнует наших мужиков.
Сталин-вобла будет плыть и дальше, указывая нам путь как в светлое будущее, так и в светлое прошлое
И вот превращен Сталин в, казалось бы, безобидную рыбу (если, повторю, правильно есть!), от которой весело пахнут руки — поди их отмой! — жена сердится: весь дом пропах воблой — на газетке очистки — а как еще есть? только на газетке и едят воблу! — ты ходишь, смеешься — а жена злится — хорошо! Однако надо понимать, что даже пустая голова и пустые глазницы рыбы напоминают настоящего Сталина. То есть даже если сегодня он — рыбий симулякр (это так по-французски называется икота), то прамодель у него все-таки хищника. Не забудем, что вобла — животноядная рыба, питается малоподвижными беспозвоночными. Сколько миллионов этих безвольных меланхоликов съела за свою жизнь вобла?
А кто у нас малоподвижные беспозвоночные? Кто они, те, в результате пожирания которых выросла вобла, стала генералиссимусом нашего пивного стола? Честно говоря, даже страшно вымолвить, кем они нам приходятся, эти беспозвоночные…
Вектор взят правильный. Высушив Сталина, вычистив и выпотрошив его, мы, с одной стороны, заявили о нашей привязанности к главной теме нашей истории — насилию власти над населением. А с другой — выпили пивка и закусили по-придурочному. И все остались довольны, по крайней мере пивная половина, которая — еще раз отмечу — все увеличивается, все размножается.
Сталин-вобла будет плыть и дальше, указывая нам путь как в светлое будущее, так и в светлое прошлое, потому что вобла была и будет всегда, и пиво тоже. Идите к нам сюда, постучим воблой по столу, присоединяйтесь!
Источник: https://snob.ru/selected/entry/122048