Сегодня 1-е апреля. Шуткуем с Богословским!
РАЗЫГРАЙТЕ, МАЭСТРО! Шутки композитора Никиты Богословского
Никита Богословский
За свою жизнь народный артист Никита Богословский написал более трёхсот песен, музыку к ста девятнадцати фильмам и восьмидесяти спектаклям, восемь симфоний, три оперы и стал первым «пранкером» в истории России. В его честь Академия наук назвала малую планету 3710.
Никита Владимирович Богословский родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге. Талант его был замечен с самого детства. Еще школьником брал уроки у классика русской музыки Александра Глазунова. Первым его сочинением был вальс, написанный в 8-летнем возрасте и посвященный дню рождения дочери Леонида Утесова.
В 15-летнем возрасте в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты «Ночь перед Рождеством», написанная юным композитором. Самого Богословского на премьеру не пустили, билетерша заявила: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».
В списке произведений Богословского — симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам.
Композитор сочинил музыку к 52 драматическим спектаклям; 58 художественным фильмам, написал около 200 песен, среди которых такие популярные, как «Я на подвиг тебя провожала», «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», «Шаланды», «Солдатский вальс», а также музыкальную картинку «Старая Одесса», две увертюры в классическом стиле, музыку для многочисленных эстрадных спектаклей и радиопостановок.
Его песни знала вся страна. А друзья запомнили Никиту Богословского как непревзойдённого мастера розыгрыша — его шутки всегда были меткими и тонкими. Вот некоторые забавные истории из жизни Никиты Богословского:
Пранковать Никита Богословский начал еще в 1925 году
Сейчас существует целый пласт субкультуры под названием «пранк» — с помощью собственной болтовни и заготовленных записей разыгрываются обычные граждане и знаменитые личности. И согласно историческим свидетельства первым пранкером в истории России стал Никита Богословский:
Однажды лет в двенадцать маленький Никита залез в телефонный справочник и увидел там забавного адресата: «АНГЕЛОВ Ангел Ангелович». Это сочетание дало Никите повод для шутки: он набрал номер и вежливо попросил: «Чёрта Чёртовича можно?» Его обругали, он бросил трубку, но после ещё пару раз проделывал этот номер для друзей и гостей.
История возымела интересное продолжение. Прошло больше пятидесяти лет, и однажды, оказавшись в Питере, Богословский что-то искал в телефонной книге и вдруг, не веря глазам своим, увидел там ФИО своего старого знакомого. Богословский не удержался, набрал номер и, еле сдерживая смех, вежливо попросил: «Чёрта Чёртовича можно?» И в ответ услышал надтреснутый старческий голос: «ТЫ ЕЩЁ ЖИВ, СВОЛОЧЬ?!»
Первый розыгрыш
Первый свой розыгрыш Никита Богословский устроил, еще учась в школе. Зимой по пожарной лестнице он забрался на пятый этаж школы, прижался носом к окну и постучал. Учительница, увидев его физиономию, упала в обморок.
За пьесу «Павлик Морозов» — ни х...
У писателя Виталия Губарева была такая манера: позвонит и обрадует — вечером приеду. И бросает трубку — его вовсе не волновало, свободен я вечером или занят. К одному его визиту я подготовился: поехал в Радиокомитет к Юрию Левитану, попросил его наговорить текст. И гостей на вечер назвал побольше. Съехались гости, прибыл и Губарев. Сидим, пьем, я сделал вид, что включаю радио, а на самом деле врубил магнитофон. Узнаваемый голос Левитана вещает: «...В области драматургии присудить: Лавреневу Борису Андреевичу — Сталинскую премию первой степени... Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу „Павлик Морозов“ — Сталинскую премию третьей степени...» Шум, гам, поздравления... Счастливый Губарев бежит в магазин за шампанским, фруктами, пир продолжается. Кто-то предложил послушать «Последние известия» целиком. Включаю вторую пленку. Левитан перечисляет фамилии лауреатов и заканчивает выступление словами: «...Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу „Павлик Морозов“ — ни х...».
Подлинный Левитан...
Однажды Богословский попросил знаменитого диктора Левитана нарисовать что-нибудь на листке бумаги. Тот отпирался, говорил, что никогда не умел рисовать, но Никита Владимирович его все-таки уломал. Левитан нарисовал домик с идущим из трубы дымком. Этот детский рисунок Богословский вставил в рамку, повесил у себя дома и с каждым, кто приходил к нему в гости, спорил, что это подлинный Левитан...
А я так ждал!!!
Никита Богословский и Марк Бернес делили на двоих номер в киевской гостинице. Никите Владимировичу срочно потребовалось улететь на несколько дней в Москву, а когда он вернулся, то первым делом позвонил от портье в их шикарный номер и сказал женским голосом: «Ах, дорогой мой! Я уже вернулась, раздевайся, я сейчас к тебе зайду...» Вот тут-то портье и сообщил, что, пока Богословского не было, Бернес из экономии переехал в более скромный номер, а в «люкс» поселили министра внутренних дел Украины Серова.
...Лет через десять Богословский встретил Серова на приеме в американском посольстве и напомнил ему ту давнюю историю. На что министр ответил: «А я так ждал!!!»
Бюстгальтеры для нимф
Доставалось от Богословского не только друзьям, но и предметам неодушевленным: голые алебастровые нимфы в фонтане дома отдыха на следующий день после приезда композитора обзавелись бюстгальтерами с ценниками из соседнего магазина.
Остался за границей
Будучи вице-президентом общества «СССР — Франция», я из-за путаницы с визами задержался в Париже на два дня. Гуляю по бульвару Клиши и вдруг встречаюсь с нашими — Марией Мироновой, Менакером, еще какими-то людьми, среди которых выделяется «руководитель гастролей» — товарищ явно с Лубянки. Зная, что наша делегация улетела, они удивлены. Я говорю: «Товарищи, после долгих размышлений я принял решение не возвращаться на Родину. Не по политическим соображениям. Просто предложили здесь интересную работу, а в Москве у меня плохие отношения с Союзом композиторов... — и сдерживая рыдания: Прощайте, друзья! Вы, конечно, не подадите мне руки на прощание...» Они оцепенели. Я повернул на улицу Фобур-Монмартр, и меня осенило: ведь этот стукач сейчас ринется в посольство докладывать обо мне. Я рванул в посольство, рассказал про шутку советникам. Один референт придумал окончание розыгрыша... Скоро в посольстве появляется этот тип и требует срочного свидания с послом. «Сейчас доложу», — сообщает референт. Через минуту из кабинета с надутым видом выхожу я и спрашиваю: «Вы ко мне?» Можете себе представить, что с ним было...
RIKKI_T_TAVI скандальная статья Никиты Богословского про навозных жуков, в 1964 году:
А ТЕПЕРЬ О «ЖУКАХ»
Кто же они, эти загадочные «жуки», имеющие такую фантастическую популярность? — спросит читатель. Увы, это всего-навсего английский эстрадный ансамбль «Битлз» (жуки), состоящий из четырех человек — Джорджа Харрисона, Поля Маккартни, Джона Леннена и Ринго Стара. Трое с гитарами, один ударник — и все четверо... чуть было не сказал — поют! Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент, какое содержание в этих опусах. Достаточно сказать, что одна из их песенок называется «Катись, Бетховен!».
Когда «битлз» испускают свои твистовые крики, молодежь начинает визжать от восторга, топать ногами и свистеть. Тысячи американских подростков так подвывают своим любимцам, что тех еле слышно, несмотря на усилители. Поклонницы, сидя в партере, так сильно дергаются в ритме твиста, что часто впадают в обморочное состояние и просто валятся с кресел.
Обслуживают «жуков» 12 служащих — «пчел», пятеро из них ведут корреспонденцию. Есть пчела-фотограф, есть редактор, выпускающий ежемесячный журнал «Битлз»...
Читать статью полностью в блоге автора
Для представителей молодого поколения такая статья, вероятно, будет просто дикой. У тех, кто постарше, большого удивления она не вызовет. И не такое писали, и не таких оплевывали. И все же интересно, заказная это статейка, или по зову сердца, так сказать. Ведь были же у советских писателей свои принципы. Почему бы их не высказать, когда они совпадают с принципами Партии. В Сети есть отрывок из интервью с Никитой Богословским уже в наше время, где он отвечает на заданный напрямую вопрос корреспондента по поводу этой злополучной статьи.
Из интервью:
25 мая в ГЦКЗ «Россия» прошел юбилейный концерт в вашу честь, а за день до этого рядом, на Красной площади, дал концерт Пол Маккартни.
Но битломаны помнят, что в 64-м году вы написали статью, где предрекали «Битлз» скорое забвение и даже называли их «навозными жуками». Как такое могло случиться?
— Ой, как я ошибся, как ошибся! Но вы что, полагаете, будто я во всем и всегда был такой, как во время написания «Темной ночи»?
Если я вам расскажу, сколько сделал за свою жизнь глупостей, ошибок и всяких дурацких поступков, то вы мне, наверное, не поверите.
Я о них просто молчу и выхваляюсь как этакое уникальное явление. Но глупостей я сделал много и от них сейчас прилюдно, принародно отрекаюсь.
А битлы — потрясающие ребята. Кстати, Пол Маккартни давал концерт в мою честь, вы в курсе или нет?
— Нет.
— Так знайте.
— Вас заставили написать ту злополучную статью или вы сами недооценили масштаб явления?
— Значит, так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что!
Я думаю, что я был пьяный.
— Если бы вы сейчас встретились с Маккартни, что бы вы ему сказали?
— Я бы ему сказал: «Спасибо, старик!»
Умер Никита Владимирович Богословский 4 апреля 2004 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. В 91 год Богословский одновременно писал роман, сценарий по нему и музыку к французскому фильму.
Дерево спагетти — лапша на уши в прямом смысле слова
Первый телевизионный первоапрельский розыгрыш. Никита Богословский не имеет к нему отношения, но мы уверены, оценил бы его. В передаче «Панорама» от 1957 года, на британском телеканале BBC телезрителям рассказали, что ввиду мягкой зимы в Швейцарии отмечена небывалая урожайность макарон, и показали плантацию недалеко от границы с Испанией, увешанную макаронами. В ту пору в Великобритании спагетти продавались в виде консервов в томатном соусе, так что невнимательный покупатель вполне мог решить, что ест какой-то овощ. Более вдумчивые зрители должны были заметить, что Швейцария не граничит с Испанией.