В Шендерович «Как таскали пианино»
Виктор Анатольевич написал в 1995 году рассказ (или лучше — этюд) "Как таскали пианино",
о сложной судьбе и чудесном перевоплощении простых российских грузчиков.
Публикуется с личного благословения автора.
В БЛОГЕ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
- "Оф...фен...ба...хер!" - прочёл Карабукин и грохнул крышкой пианино.
- Нежнее, – попросил клиент.
- А мы – нежно... От винта! – Движением плеча Карабукин оттёр хозяина инструмента, впрягся в ремень и скомандовал:
- Взяли!
Лысый Толик на той стороне "Оффенбахера" подсел и крякнул, принимая вес. Обратно он вынырнул только на площадке у лифта. Лицо у Толика было задумчивое.
- Тяжело? – сочувственно поинтересовался клиент.
- Советские легче, – уклончиво ответил Толик.
- В два раза! – уточнил Карабукин. Он часто дышал, облокотившись на "Оффенбахер".
- Взяли!
Они стояли на чёрт знает каком этаже, а грузовой лифт – на третьем. Уже два месяца.
- Взяли, – сказал Карабукин.
Через пару пролётов Карабукин молча лёг лицом на "Оффенбахер" и лежал так, о чем-то думая, минут десять. Лысый Толик выпростался из лямки, сполз вниз по стене и протянул ноги в проход. Он посидел, обтёр рукавом поверхность головы и, обратившись в пространство, предложил покурить. Клиент торопливо распахнул пачку. Толик взял одну сигарету, потом подумал и взял ещё три.
Карабукин курить не стал.
- Здоровье бережёте? – льстиво улыбнулся клиент и сам покраснел от своей бестактности.
- Здоровья у нас навалом, - ответил цельнолитой Карабукин, разглядывая клиента, похожего на подержанную мягкую игрушку. – Можем одолжить.
Тот испугался:
- Не надо, что вы!
Помолчали, Карабукин продолжал рассматривать клиента, отчего тот ещё уменьшился в размерах.
- Сам играешь? – кивнув на инструмент, спросил он.
- Сам, – ответил клиент. – И дочку учу.
Наступила тишина, прерываемая свистящим дыханием Толика.
- На скрипке надо учить, – посоветовал Карабукин. – На баяне – максимум.
- Извините меня, – сказал клиент.
За полчаса грузчики спустили "Оффенбахер" ещё на несколько пролётов. Они кряхтели, хрипели и обменивались короткими сигналами типа "на меня", "стой", "ты держишь?" и "назад, блядь, ногу прищемил". Хозяин инструмента, как мог, мешался под ногами.
Потом Толик объяснил, что либо сейчас умрёт, либо сейчас будет обед.
Грузчики пили кефир, вдумчиво заедая его белой булкой. Глаза у них были отрешённые. Клиент, стараясь не раздражать, пережидал у "Оффенбахера".
- Толян, – спросил наконец Карабукин. – Вот тебе сейчас чего хочется?
- Бабу, – сказал Толян.
- Хер тебе на рыло, – доброжелательно сообщил Карабукин. – А тебе?
- Мне? – Не ожидавший вопроса, клиент слабо махнул рукой, подчёркивая ничтожность своих притязаний. – Мне бы – переехать поскорее... Я не в том смысле, что вы медленно! – торопливо добавил он.
- А в каком? – спросил Карабукин.
- В смысле: много работы.
- Это вот?.. – Карабукин пошевелил в воздухе растопыренной пятернёй.
- Да, - стыдясь себя, сказал клиент.
- А бабы, значит, тебе не надо? – уточнил Карабукин.
- Ну почему? – Клиент покраснел – Этот аспект... – И замолк, сконфуженный.
Они помолчали.
- А вам, – спросил клиент из вежливости, – чего хочется?
- Мне ?
- Да.
- Мне, – сказал Карабукин, – хочется сбросить твою бандуру вниз.
- Зачем? – поразился клиент.
- Послушать, как гробанётся, – ответил Карабукин. Клиент пошёл пятнами. - Ладно, ни бэ! – успокоил Карабукин. – Я пошутил.
Толик заржал сквозь булку.
- Что вы нашли смешного? – со страдальческой гордостью спросил клиент.
- А вот это... – охотно ответил Толик и двумя руками изобразил падение "Оффенбахера" в лестничный пролёт. И опять от души захохотал.
- Это не смешно, – сказал клиент.
- Ладно, – сказал незлобивый Толик, – давай лучше изобрази чего-нибудь. Чем зря стоять.
Клиент, в раннем детстве раз и навсегда ударенный своей виной перед всеми, кто не выучился играть на музыкальных инструментах, вздохнул и открыл крышку. "Оффербахер" ощерился на лестничную клетку жёлтыми от старости зубами.
Размяв руки, очкарик быстро пробежал правой хроматическую гамму.
- Во! – сказал восхищённый Толик. – Цирк!
Клиент опустился полноватым задом на подоконник, нащупал ногой педаль и осторожно погрузился в первый аккорд. Глаза его тут же затянуло поволокой, пальцы забродили вдоль клавиатуры.
- Ну-ка, стой, – приказал Карабукин.
- А? – Клиент открыл глаза.
- Это – что такое?
- Дебюсси, – доложил клиент.
- Ты это брось, – неприязненно сказал Карабукин.
- То есть? – не понял клиент.
Карабукин задумчиво пожевал губами.
- Ты вот что... "Лунную сонату" – можешь?
Очкарик честно кивнул.
- Вот и давай, – сказал Карабукин, – без этих ваших...
- Что значит "ваших"? – насторожился клиент.
- "Лунную сонату", – отрезал Карабукин, для ясности пошевелив в воздухе растопыренными пальцами. – Добром прошу.
- Хорошо, – вздохнул пианист. – Вам – первую часть?
- Да уж не вторую, – язвительно ответил Карабукин.
На звуки "Лунной" откуда-то вышла старуха, похожая на некормленное привидение. Она прошаркала к "Оффенбахеру", положила на крышку сморщенное, средних размеров яблоко, бережно перекрестила игравшего, поклонилась в пояс грузчикам и ушла восвояси.
- Вот! – нравоучительно сказал Толику Карабукин, когда соната иссякла. – Бетховен! Глухой, между прочим, был на всю голову! А у тебя, мудилы, уши, как у слона, а что толку?
- Сам ты слон, – ничуть не обидевшись, ответил Толик и, стуча несчастным "Оффенбахером" по перилам, они поволокли его дальше. Клиент морщился от каждого удара, прижимая заработанное яблоко к пухлой груди.
- Бетховен... – сипел Толик, размазанный лицом по инструменту. – Бетховен бы умер тут. Глухой... Да он бы ослеп!
На очередной площадке, отвалившись от "Оффенбахера", они рухнули на пол. Из лёгких вырывались нестройные хрипы. Клиент, стоя в отдалении, опасливо заглядывал в глаза трудящимся. Ничего хорошего, как для художественной интеллигенции вообще, так и, в особенности, для пианистов в этих глазах видно не было.
Клиент, напротив, любил простой народ. Любил по глубокому нравственному убеждению, регулярно переходившему в первобытный ужас. В отчаянном расчёте на взаимность он любил всех этих грузчиков, сантехников, шофёров, продавщиц... Гармония труда и искусства грезилась ему всякий раз, когда рабочие и колхозники родной страны при случайных встречах с прекрасным не били его, не презирали за бессмысленную беглость пальцев, а, искренне удивляясь, давали немного денег на жизнь.
- Можно, я вам сыграю? – не зная, чем замолить свою вину, осторожно предложил пианист.
- Потерпеть не можешь? – спросил Карабукин.
- Не, пускай, почему! – согласился Толик. – Концерт, блядь, по заявкам! – рассмеялся он. – Давай, луди!
Музыка взметнулась в пролёт лестничной клетки. Навстречу, по прямой кишке мусоропровода, просвистело вниз что-то большое и гремучее, где-то в недосягаемом далеке достигло земли и, ударившись об неё, со звоном разлетелось на части.
С последним аккордом клиент погрузился в "Оффенбахер" по плечи – и затих.
- Наркоман, что ли? – с уважением спросил Толик. – Чего глаза-то закатил?
- Погоди, – осёк его Карабукин, немного озадаченный услышанным. – Это – что было?
- Шуберт, – ответил клиент.
- Тоже глухой? – поинтересовался Толик.
- Нет, что вы! – испугался клиент.
- Здоровско! – Толик так обрадовался за Шуберта, что даже встал. – А я смотрите что могу.
Он шагнул к "Оффенбахеру", одной рукой, как створку шкафа, отодвинул в сторону клиента, обтёр руки о штаны, отсчитал нужную клавишу и старательно, безошибочно и громко отстучал собачий вальс. Каждая нота вальса живо отражалась на лице хозяина инструмента, но прервать исполнение он не решился.
В последний раз влупив по клавишам, Толик жизнерадостно расхохотался, и на лестничной клетке настала относительная тишина. Только в нутре у "Оффенбахера", растревоженном сильными руками энтузиаста, что-то гудело.
- Толян, – сказал пораженный Карабукин, – что ж ты молчал?
- В армии научили, – скромно признался Толян.
- Школа жизни, – констатировал Карабукин и повернулся к клиенту. – Теперь ты.
...День клонился к закату. Толик лежал у стены, широко разбросав конечности по лестничной клетке неизвестно какого этажа.
За время их мучительного путешествия по подъезду с "Оффенбахером" в полутёмном столбе лестничного пролёта прозвучала значительная часть мирового классического репертуара. Переноска инструмента сопровождалась вдохновенными докладами клиента о жизни и творчестве лучших композиторов прошлого. Сыграно было: семнадцать прелюдий и фуг, дюжина этюдов, уйма пьес и один хорошо темперированный клавир.
В районе одиннадцатого этажа Толик сделал попытку исполнить на "бис" собачий вальс, но был пристыжен товарищем и покраснел, что в последний раз до этого случилось с ним в трёхлетнем возрасте во время диатеза.
Они волокли "Оффенбахер", страдая от жизненной драмы Модеста Мусоргского, и приходили в себя, внимая рапсодии в стиле блюз. Полёт валькирий сменился шествием гномов, а земли всё не было. Лысый, крепкий, как у лося, череп Толика блестел в закатном свете. Чудовищное количество переходило в какое-то неясное качество: казалось – череп меняет форму прямо на глазах.
Напротив Толика, привалившись к косяку и с тревогой прислушиваясь к своей развороченной душе, сидел Карабукин.
- Это – кто? - жадно спрашивал он.
- Рахманинов, – отвечал клиент.
- Сергей Васильевич? – уточнял Карабукин.
Они стаскивали "Оффенбахер" еще на пару пролётов вниз и снова располагались для культурного досуга.
- А можно вас попросить, Николай Игнатьевич, - сказал Карабукин как-то под утро, – исполнить ещё раз вот это... – Суровое лицо его разгладилось, и, просветлев, он намычал мелодию. – Вон там играли... – И показал узловатым пальцем вверх.
- "Грёзы любви"? - догадался клиент.
- Они, – сказал Карабукин, блаженно улыбнулся – и заснул под музыку.
Через минуту в полутёмном пространстве раздался зычный голос проснувшегося Толика.
- Ференц Лист! – сказал Толик. Сильно испугавшись сказанного, он озадаченно потёр лысую голову. Потом лицо его разнесло кривой улыбкой. – Господи, твоя воля... – прошептал он.
Однажды Николай Игнатьевич съездил на лифте домой и привёз оттуда к завтраку термос чая, пакет сушек и бутерброды. Он был счастлив полноценным счастьем миссионера.
Грузчики не спали. Они разговаривали.
- Всё-таки, Анатолий, – говорил Карабукин, – я не могу разделить ваших восторгов относительно Губайдулиной. Увольте. Может быть, я излишне консервативен, но мелодизм, коллега! – как же без мелодизма!
- Алексей Иванович, – отвечал лысый Толик, прикладывая к шкафообразной груди огромные ладони, - мелодизм безнадёжно устарел! Ещё Скрябин писал Танееву...
Тут они заметили подошедшего клиента и внимательно на него посмотрели, что-то вспоминая.
- Простите, что вмешиваюсь, – сказал клиент. – Но давайте попьём чайку – и двинемся.
- Куда? – спросил Карабукин.
- Как "куда"? - бодро ответил клиент. – Вниз!
- Не хочется вас огорчать, Николай Игнатьевич, – сказал Карабукин и, повернувшись, нежно погладил лаковый бок "Оффенбахера", – но вниз мы пойдём без него.
- Как "без него"? – снова переспросил клиент.
- Одни, – ответил Толик.
- Как "одни"?
Грузчики переглянулись.
- Ну, ну, – сказал Карабукин. – Будьте мужчиной.
- Видите ли, - мягко объяснил Толик, – я ведь не подъёмный кран. И Алексей Иванович тоже. Согласитесь: унизительно тяжести на себе таскать, когда повсюду разлита гармония...
- Я вам заплачу... – позорно забормотал клиент, шаря по карманам.
- Эх, Николай Игнатьевич, Николай Игнатьевич, – укоризненно протянул Карабукин, – даже странно слышать от вас такое...
- Что деньги?.. – заметил лысый Толик. – Бессмертия не купишь.
Они по очереди пожали клиенту вялую руку, спросили у него адрес консерватории и ушли.
Клиент сел на ступеньку и минут пять неотрывно смотрел на "Оффенбахер". Он чувствовал себя миссионером, съеденным во имя Христа. Потом он мысленно попробовал "Оффенбахер" приподнять и мысленно умер. Потом воля к жизни победила, клиент вызвал лифт и направился к магазину.
Через пять минут он вернулся с тремя мужиками, которым как раз переноски "Оффенбахера" не хватало, чтобы нахерачиться, наконец, вдрибадан. Мужики впряглись в оставленные грузчиками ремни и с криком понеслись вниз.
Еще через пять минут, сильно постаревшие, они повалились на лестничную площадку и начали дышать, кто чем мог.
- Слышь, хозяин, – придя в себя, заявил наконец один из вольнонаемных, – ну-ка, быстро сбацал чего-нибудь.
- Ага! – поддержал другой. – Пока лежим.
- Ты это... – сказал третий и почесал голову сквозь кепку. – "Лунную сонату" - можешь?
Все трое уставились на работодателя, и он понял, что его звёздный час настал.
- А вот хер вам! – торжественно произнёс хозяин "Оффенбахера". – Тащите так!
Через минуту в полутёмном пространстве раздался зычный голос проснувшегося Толика.
Еще через пять минут, сильно постаревшие, они повалились на лестничную площадку и начали дышать, кто чем мог.