Обед для хасидов
Есть один очень хороший сайт katrysya.ru Здесь есть полезные советы, юмор,интерестности, фотоподборки и многое другое. Очень советую его читать своим читателям!
* * *
Однажды Гершеле ехал с хасидами, и те всю дорогу насмехались над его драным сюртуком, худыми сапогами, засаленной ермолкой. Нищий, мол, он и есть нищий — и все в хохот. Обидно Гершеле, а возразить нечего. Однако про себя он решил:
«Не будь я Гершеле, если это веселье им дорого не обойдется».
А хасиды вовсе распоясались, и один из них говорит:
— Слушай, Гершеле, а ты ведь должен нам обед.
— Это почему?
— А потому! Получил высокую должность — живешь в шутах у ребе, а мы и не отпраздновали такое.
Да, да, обед! — подхватили остальные. — Пускай отнесет в заклад жемчуга жены, но обед чтобы был!
А если у нее нет жемчугов?
— Пускай тогда купит!..
Слушал все это Гершеле, слушал и говорит:
— Согласен — я ваш должник. Настаиваете на обеде? Будет вамобед.
А тут как раз — корчма. Гершеле, однако, в корчму идти отказался, сказав, что задолжал корчмарю. У хасидов новый повод для шуток над бедным балагуром — всему свету он должен!
— Ты не зайдешь, а мы зайдем, — говорят, — отдохнем немного, подкрепимся, а ты шагай себе потихоньку дальше, мы тебя догоним.
Гершеле того и надо. Через часа три пришел к еще одной корчме, достал из мешка субботний лапсердак, переоделся, бодро вошел и сказал корчмарю:
— Чтоб вы знали, к вам скоро заедет карета с очень богатыми людьми. Они послали меня вперед. Приготовьте фаршированной рыбы, но самой лучшей. Мяса — самого жирного. И хорошей водки. И всего должно быть в избытке.
О деньгах не беспокойтесь — торговаться с вами не будут. Это же такие люди! И поторопитесь — скоро вечер, а они собираются пробыть у вас до рассвета. Веселятся они потому, что пару дней назад на них напали разбойники, но они спаслись и по этому случаю собираются устроить пир. А у вас, говорят, можно достать всё что ни пожелаешь, так что не подкачайте — такие гости для корчмарей большая удача.
Корчмарь тут же крикнул корчмарку и сообщил радостную новость. Оба кинулись варить, печь, прибираться — такие гости! Гершеле распорядился зажечь все лампы и свечи и даже стал помогать стряпать. Убедившись, что все в порядке, он отправился встречать спутников.
Те подъезжают, видят Гершеле бежит навстречу. Они даже испугались:
— Гершеле, что случилось, чего ты так несешься?
— Такая удача! — говорит он запыхавшись. — Такой случай! Господь вас наградил!
— Как? Чем?.
А Гершеле на это:
— Вы хотели обед? Господь услыхал вас! В этой корчме уже неделю гуляют, всякого прохожего и проезжего хозяин тащит к столу, кор-мит-поит, а денег не берет.
— Он что, сумасшедший?
— Э, тут целая история. На него напали разбойники, но он спасся и на радостях пирует. Когда я сюда пришел, тут веселилась целая компания проезжих. Ели, пили, и корчмарь не взял с них ни копейки, наоборот, даже благодарил, что уважили. Не успели те отъехать, столы опять накрывают — вдруг еще кто заглянет. Вы будете у хозяина почетнейшими посетителями! Шутка ли сказать — приближенные цадика! Только насчет денег не заикайтесь. Вы его этим обидите, ведь он пирует, чтобы возблагодарить Господа…
Хасиды, ясное дело, обрадовались и остановились у корчмы. Смотрят, Гершеле не соврал. Дом сияет как на праздник, столы ломятся, хозяева улыбаются. Хасиды, не раздумывая, уселись за стол и принялись пировать.
Хозяин между тем в лепешку разбивается, ставит новые блюда, подливает вино, даже старый вишняк из погреба притащил. Хасиды пьют, объедаются, пускаются в пляс и снова за стол. Так прошла ночь. Когда рассвело, явился возница, стучит кнутом — пора ехать.
Едва Гершеле услыхал стук — его и след простыл. Хасиды пьяны, еле на ногах держатся, с трудом на телегу влезают.
Вдруг — крик. Выбегает корчмарь. «Гевалт, где деньги»? Сталкивает с козел кучера: не пущу, пока не заплатите! Но теперь уже кричат хасиды: какие деньги? Им же сказали, что хозяин пирует по случаю спасения от разбойников…
— Какие разбойники? — вопит корчмарь. — Ваш человек заказал богатый обед по случаю вашего спасения от злодеев! Он велел ничего не жалеть — а за деньгами, мол, вы не постоите… Я вас, дармоеды, не выпущу, пока не рассчитаетесь!
Хватились Гершеле — нет Гершеле. Корчмарь тем временем договорился с окрестными мужиками, чтобы сторожили наглых гостей. Кончилось тем, что хасидам пришлось-таки рассчитаться…
А Гершеле рассчитался с насмешниками, и те на всю жизнь запомнили пирушку, устроенную для них шутом ребе.