Слуга двух господ. Коляда-театр. Екатеринбург
Собралась в Екб, мне написали в жж: "Обязательно сходи в Коляда-театр". Приехала в Екб, сосед по хостелу сообщил о своих планах посетить именно Коляда-театр. В обоих случаях билет на спектакль у меня уже был, но вот театров в Екатеринбурге много, а упоминался лишь один.
Действительно, Коляда-театр забыть невозможно. Длинные узкие помещения, переполненные советской атрибутикой. Ковры, блестящие металлические тазы, часы с маятником, проигрыватели, швейные машинки, мягкие игрушки, резные ставни, чучела животных и Ленин такой молодой.
Сам зал маленький, на полсотни мест, но их вроде три.
Перед первым действием сцена выглядела так.
Если качество фотографии не позволяет разглядеть детали, поясню: над сценой висят связки лука, на скамьях сидят завёрнутые в полупрозрачную ткань актёры обоего пола, перед ними пластиковые вазочки и мухобойки, на стенах детали манекенов в фартуках.
Спектакль всё не начинался. Пришёл Николай Коляда, начал раздавать автографы с пожеланиями, извинился, что первый и второй составы после гастролей не отпустили из Москвы, так что придётся смотреть на оставшихся.
Дальше начался отсев консервативных зрителей. Чёртова дюжина актёров монотонно загудела, аккомпанируя себе пластиковым инвентарём. Гудели долго, даже я уже начала сомневаться в разумности своего присутствия.
Потом Антон (мальчик в шапочке, сидящий на окошке на заднем плане) начал представлять актёров по типу: "Фамилия, имя - очень плохой актёр, отвратительный, краткое описание прегрешений, садитесь, ужасный человек". Выходило так, что хорошие актёры - сам Антон и ещё Алиса (девочка в шапочке, сидящая рядом). Сначала шок, потом любопытство, затем скука от однотипной информации аж по 13-ти незнакомым людям.
Но дальше всё пошло веселее. На сцену выходили актёры и актрисы - все в платьях, только Антон-Труффальдино в шароварах.
В целом я оказалась права. Комедия Карло Гольдони "Слуга двух господ", написанная в 18-м веке, давно стала классикой и неоднократно экранизирована, так что восприятие пьесы в любом театре зависело бы лишь от мастерства актёров, которые всего лишь менялись бы на разных сценах. А посмотреть фриковую постановку стоило, на повторение точно не наткнёшься.
По знаменитому сюжету в Венецию из Бергамо прибывает Труффальдино, проштрафившийся слуга, он что-то натворил и сбежал. Здесь он знакомится с человеком, представившимся как Федерико из Турина, и идёт к нему в услужение. На самом деле Федерико Распони мёртв, а им притворяется его сестра Беатриче, любимый которой Флориндо Аретузи убил Федерико и скрывается от ответственности. Беатриче требуется решить ряд финансовых вопросов и встретиться с купцом Панталоне, чья дочь Клариче сосватана за Федерико. Клариче страдает, потому что уже успела принять смерть жениха и влюбиться в Сильвио. Ещё большую путаницу и сумятицу вносят слуги: не получивший от Беатриче плату Труффальдино нанимается ещё и к Флориндо, случайно поселившемуся в той же гостинице Бригеллы, а поскольку Труффальдино не умеет читать и слишком много думает о служанке Панталоне Смеральдине, то он регулярно путает поручения хозяев. И героям надо как-то разобраться со своими ролями.
Многократно при упоминании Турина сначала произносится "из Тагила", а потом идёт поправка на Турин. И ещё несколько свердловских городов упоминалось, но это самое яркое. "Приехал Антон из Тагила, т.е. Флориндо из Турина".
А ещё весь спектакль очень забавно пытаются установить пол Бригеллы. Бригеллу играет парень, но слова его текстов рифмуются с женскими окончаниями глаголов, чем он постоянно недоволен. А когда где-то встречается мужской перевод, актёр бурно радуется, что он всё же мужчина.
Герои то садятся за стол обедать пластиковыми фруктами, то актёры кидаются настоящими яблоками. То вроде бы серьёзное дйствие на сцене, то актёров из окна подкормили яблоками и закидали надувными арбузами. Актёры читают классические стихотворные тексты, попутно переругиваясь между собой.
И не уследишь за всем: смотришь на центральных персонажей эпизода, а где-то в другой части сцены дурачаться другие актёры.
Мой спутник Алексей уже сидел с офигевшим лицом, когда стало заканчиваться первое действие. Актёры растелили почти на всю сцену полиэтилен и вынесли арбуз. Я со своего пятого ряда подумала, что арбуз подозрительно настоящий. Арбуз разрезали, в воздухе приятно запахло, я обзавидовалась (а ещё я весь день бегала по музеям и ела только на ходу). Актёры начали есть арбуз, я снова обзавидовалась. Актёры начали кидаться арбузом, поливать себя арбузом сверху и кататься по вылитому на пол соку. Потом на сцену вышли ранее незадействованные актёры, т.е. все парни из 13 актёров (9?). Потом освещение приглушилось и ребята начали танцевать. Кто-то уже раздетый на сцену выскочил, кто-то раздевался в процессе. Женский состав в одетом виде пританцовывал на балкончике над сценой. Я подумала, что у меня самое удачное место, потому что пафосных зрителей с первого ряда немного таки заляпало.
Голое действо продолжалось настолько долго, что лично я успела отойти от шока и расчехлить свою мыльницу. Фоток примерно десять, для примера покажу самую чёткую.
В итоге несколько пенсионеров в антракте ушли. Я бегала любоваться театром, а Алексей обнаружил, что кроме пафосных видов кофе в буфете имеются беляши. Неожиданность во всём.
А во втором действии Труффальдино вынес на уже убранную сцену электроплитку и начал жарить картошку. Картошку! Под песню "ах картошечка-картошка - пионеров идеал". Я это уже два месяца забыть не могу. Как Антон начал ходить со сковородкой к зрителям и предлагать есть руками - брать пример с него. Алексей потом сказал, что картошка выглядела красиво, но руками? Зато другие актёры были не брезгливые, выбежали на сцену, помогли съесть, рассказали, что их кормят на каждом спектакле и особенно они любят тот спектакль, на котором по сюжету едят копчёную курицу.
Колорита представлению добавляли многочисленные картины. На сцену выносились большие полотна со средневековым фоном, у людей были вырезаны лица - как на плакатах для фотографирования. Актёры улыбались в эти отверстия, а те, кто держали полотна, периодически их пощипывали или поглаживали.
На фото - сцена примирения Клариче (с косами) и Беатриче (а мб и не с ней).
Нет, не все полотна были с обнажёнкой. На некоторых рисовалась еда.
Самое большое полотно вынесли в финале - итальянская знать, несколько мадонн с детьми: венецианская история закончилась хорошо. Актёры тыкали пальцами в плакат: "Это я! Это я!" и рассказывали, как они докатились до театра Николая Коляды и почему планируют остаться ещё надолго.
Алексей сказал, что в театр больше не пойдёт, а я насмеялась на пару стаканов сметаны, в т.ч. и во время написания этого поста. Театр абсурда, да, но сколько позитивной энергии излучают актёры, ведь дурачиться тоже не просто. Очень смешной театр, напоследок сцену и зрителей закидали карамельками, причём вкусными. Мне кажется, что такой театр нужен именно Екатеринбургу с его проливными дождями. Одолела хандра и осенняя депрессия - тебе на проспект Ленина, там и насмешат, и чем-то съедобным одарят.