Можно ли стать «золотым медалистом», не читая русскую классику?
Ранее «золотым медалистам» были предоставлены льготы при поступлении в высшее
учебное заведение, но с 2009 года они были отменены
Изображение: Анна Астахова, 2007 год
«Когда настал день выпускного экзамена по литературе, на котором давалось шесть беспощадных часов для написания сочинения, я глянул на шесть (или пять?) предлагаемых тем сочинений и понял, что я не читал ни одного произведения…» junty о том, как получить золотую медаль в школе, если уроки литературы воспринимались как муки.
Правдивая история о том, как мне одному моему другу удалось обмануть всех, в том числе себя, и получить вожделенную золотую медаль после окончания школы, не прочитав знаменитое произведение Льва Толстого, да и не только его. На волне недовольства ЕГЭ мне ему захотелось рассказать эту практически юмористическую историю, чтобы читатель посмеялся... ну или слегка поплакал. Чтобы больше не путаться, дальше я буду вещать от первого лица, поскольку именно так я эту историю и услышал.
Не знаю, есть ли сейчас эти медали, вроде бы их отменяли, потом возвращали... Но скажу точно, что образование как было сра странным, так и осталось. Говорят, что сейчас всё даже хуже. Хотя, прочитав заголовок, вы наверняка успели подумать о том, что хуже некуда.
Довелось мне заканчивать среднюю общеобразовательную школу в те времена, когда ЕГЭ ещё не пахло, но уже откуда-то издали чем-то пахнуло. И этого чего-то, точнее запаха этого чего-то, боялись и наши учителя, и... да и всё, в принципе. Не помню, боялись ли мы. Наверно боялись, ведь родители отругают. Хотя кого этим напугаешь в 16 лет... Вот в армию сразу после школы заберут — это да, пугали... Хотя какая разница, ведь из школы нас всё равно бы выперли, чего мы и добивались с того самого дня, 1 сентября 1 класса.
А вот учителя как раз-таки наоборот, хотели в школе остаться подольше. Потому как учителя в те не такие уж и далёкие годы работали не только за идею, но и за еду зарплату. Зарплату небольшую, но зато практически регулярно выдаваемую. А оценивали учителей, как они нам рассказывали, по нашим оценкам. И заставляли нас учиться лучше. И если контрольная по геометрии вдруг из ГорОНО (или как там ОНО называется), то прямоугольники свои на рисунках обзывали ABCD, а не PZDA. Ведь пятёрку же никак не поставишь за такой прямоугольник, верно?
Литература была чуть ли не с младших классов, только сначала она называлась «чтение». Заставляли читать какую-то муть, а потом писать по этой мути сочинения да изложения. Это я ненавидел больше всего. Говорили, что та муть — классика, да и не только классика. Какие-то серебряные веки и ещё куча всего. Я не помню, честно. Не нравилось мне потому, что я излагал свои мысли, а это кто-то оценивал. Не мысли, а умение излагать. А может и мысли. Представьте, что ваши мысли сейчас оценивают. Представили? Лучше не надо, правда? Я до сих пор не понимаю, как нам ставили оценки за сочинения. Глупые идеи ведь можно излагать красиво и связно, и что, пятёрки за такие сочинения ставить что ли? В те времена я об этом не задумывался, потому как всё равно среди наших учителей водились сумасшедшие бабушки, у которых оценки мы получали случайным образом. Иногда пятерку не поставят, а вот тройку или двойку по два раза влепят. Что поделаешь, возраст...
Читать мне в принципе нравилось, но изредка и по чуть-чуть. Читал я максимум половину от того, что задавали. Задавали не так чтобы много, но... кто же будет читать всю эту муть, да? Тебе может понравиться что-то, и то изредка. Но чтобы всё, от корки до корки — это надо быть реально немного не в себе.
Вы спросите, так ты не ботан? В смысле мой друг — не ботан? Чёрт... Ну вы поняли...
Все, кто учились в школе, знают, что там всё просто по сравнению с тем же институтом. Но пока не поступишь в институт — не узнаешь, как там сложно. Сложно учиться, а не вылетать и идти подшивать подворотнички служить. Или башлять кому надо из папиного кошелька и потягивать холодное пивко. Но это так, лирика... В общем, все думали, что в школе сложно. Я вообще думал, что медаль дают за то, что у тебя все оценки за все года — исключительно «отлично». Представьте моё облегчение, когда двойки за поведение не пошли в общий зачёт.
Но я отклонился от темы. Как же мне удалось получить золотую медаль? В те времена это можно было бы назвать громким словом «афера», ведь это ж не крестики в тестах наугад проставлять. «Войну и мир» я так и не прочитал, хотя начинал и вроде даже целый первый том осилил(!). Не дочитал это ваше хвалёное «Преступление и наказание», не дочитал «Мёртвые души», и ещё кучу всего... Зато я прочитал «Отцы и дети», мне там понравился общий мотив, что главный герой весь такой независимый, спорит со всеми и вроде даже идёт к успеху...
Когда настал день выпускного экзамена по литературе, на котором давалось шесть беспощадных часов для написания сочинения, я глянул на шесть (или пять?) предлагаемых тем сочинений и понял, что я не читал ни одного произведения, по которым надо было написать эти долбаные сочинения. Чёрт возьми, я шёл на золотую медаль, я не был ботаном и я смотрел на эти грёбаные шесть тем и не понимал, о чём это вообще?
Решение пришло неожиданно. Одна из тем оказалась свободной (ура!), но надо было всё равно ссылаться на какие-то произведения. У меня началась золотая лихорадка, как только я начал перебирать в памяти произведения, дочитанные до конца. И я вспомнил старину Базарова. И я почувствовал вкус золота. Не помню, вспомнил ли я его имя, но я вспомнил то, как он подох умер. И мне стало его жаль. И я решил написать о чём-то таком, что затронет минорные нотки в сердцах учителей. И я сделал смерть Базарова трагедией мирового масштаба, похуже ядерной войны. Мне было наср наплевать, что это вымышленный герой. Я взвывал взывал... К чему я только не взывал. И это дало плоды. Базаров, ты умер не зря. Твоя смерть не была напрасной, ведь благодаря тебе моё сочинение пережило несколько комиссий, в том числе из страшных ГорОНО. Я не помню тему того сочинения, но о Базарове я написал никак не меньше половины. В остальной половине я взвывал взывал к чему-то и щедро разбавлял водой кофейную гущу. Видимо, у меня получалось неплохо. Вроде бы я даже уложился в шесть часов. И вроде бы всё было хорошо, мне поставили пятёрку, я получил медаль, но...
Надо сказать, что медаль эта, по сути-то, никому оказалась не нужна. Оказалась она не нужна и мне. Поступил я в институт по олимпиаде ещё до того, как получил её и узнал, что она даёт серьёзные преимущества. А сейчас я не помню, в каком ящике какого шкафа она лежит... Но всё равно, в те времена я был доволен. Мелочь, а приятно.
Вот такая была провёрнута афера. Сейчас, при всех этих ваших 300 баллов из 300 возможных, такую аферу наверняка провернуть гораздо проще. А тогда мне пришлось щедро разбавлять водой кофейную гущу и к чему-то взвывать... Точнее моему другу приходилось. Недавно, кстати, он сказал мне, что скоро и его детям придётся идти в школу, а как-то сык страшновато. И жене его страшновато.