О тщете всего сущего рецезирования художественных текстов.
Когда то давным-давно, я для снискания пропитания живота своего, брал книжки в магазинчике у , читал их, а потом писал рецензии в "Афишу". Поэтому мастерство вижу сразу. Под катом - пример.
Чтобы не умножать в моем ЖЖ неуместные коннотации связанные с политикой, личностями рецензируемого и рецензентов, претензиями на разные премии и награды и тому подобными лишними деталями, дам текст рецензии не в оригинале, а уже в переделке для А.С Пушкина.
На фоне Красова и Клюшникова Пушкин – пустое место, лапотная деревенщина и захолустный самодур. Ему не понять, что такое быть художником и творить по настоящему. Выдержки из архивов пугачевского бунта, приправленные банальной отсебятиной - это блюдо для недалеких читателей.
Самое печальное, что Пушкин не понимает, что превратился в пугало и посмешище, мня себя великим писателем земли русской. Все его нашумевшие книги («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Евгений Онегин») - это замшелая старина. Пушкин до сих пор живет нравами двадцатых годов, а сегодня на дворе уже тысяча восемьсот тридцать шестой год, между прочим. Молодежь его не читает и смотрит с презрением на его безжизненные творения. Ладно бы Пушкин просто писал свою гиль, но он ведь настоящий бурбон и ретроград. Критику в свой адрес не приемлет. Всем инакомыслящим старается закрыть рот. Пушкин - это олицетворение тезиса m-me de Stael о том, что русские - глупая толпа, беззащитное стадо, и что наши дамы пьют водку и любят, чтобы мужья их били. Можно научить захолустного рабовладельца писать книжки, но выдавить из него раба не получится. Я вырос в вольном и свободном городе Одессе, поэтому точка зрения любого нижегородского цербера не стоит для меня и пяти сиклей серебром.
Написать в тридцатых годах нашего века огромный волюм про пугачевщину мог только автор неизлечимо больной безвкусицей и ремесленничеством. Настоящий художник сейчас бы ни за что не взялся за эту тему. Гатчинский дух в Пушкине неистребим. Я надеюсь, что Пушкин не сникает одобрения просвещенной публики. За такие творения как «Капитанская дочка» надо отправлять в приходскую школу набираться ума-разума. На книгах о временах матушки Екатерины долго не продержишься на гребне славы. Пушкин - это своего рода Платон Зубов от литературы. Он не понимает, что польская молодежь и восстала в 1830 году против подобной фрунтовой поэзии и неуважения к себе. Фельдфебель от литературы Пушкин исписался, сказать ему нечего, оттого он и катается по Кавказу в поисках приключений на свою голову. Он может и дальше пытаться пускать провинциалам пыль в глаза своими волюмами, а вот прогрессивная публика его давно раскусила и впредь читать не будет.
Вот, вот, как надо... Не даром я бросил это гиблое дело. После таковой то рецензии все иные кажутся пресными, без огонька. Пожалуй что и сами труды всех остальных рецензентов теперь излишни, бери любого автора, скажем Достоевского, или самого Бакли, да подставляй. И прославившийся.
переделка текста рецензии - - спасибо, и огромная благодарность Роману Львовичу за то что, моя жизнь не стала беднее на эту красоту.